Я стратегический партнер Яндекса. В 2022-м открыл свой таксопарк в Сочи, у нас 40 машин для тарифа комфорт, из них 11 электрокаров и виртуальный парк (подключашка) на 300 водителей. Я слышал, что бизнес в сфере такси — прибыльное дело и мне захотелось рассказать, как здесь обстоят дела на самом деле.
Оговорюсь, что я не испытываю лютой ненависти к корпорации Яндекс. Все‑таки не жадный монополист подмял рынок. Яндекс сделал удобное приложение, и сами пользователи подмялись под него, а вслед за ними водители и таксопарки. Но есть нюансы.
Я закончил службу, объединился с друзьями, мы купили первые машины и открыли таксопарк.
В такси можно заработать 4-мя способами:
Мы выбрали схему сдавать машины в аренду водителям и открыть виртуальный парк. Теперь я стратегический партнер Яндекса.
А как на самом деле?
Начинаешь ты свой бизнес с кассового разрыва: водителям надо платить сразу, а деньги от Яндекса получаешь позже.
Сначала я брал 3%, но на рынке много тех, кто максимально сбивает комиссию. Такой директор в трусах сидит у себя на кухне и публикуют объявы на Авито. Для них лишние 10 000 заработка уже деньги.
В итоге ты вынужден до упора сбивать комиссию, брать водителей с негативными отзывами от других таксопарков, заправлять водителей в долг, а потом бегать за ними.
Кто-то из стратегических партнеров Яндекса вам даже доплатит, чтобы вы устроились к ним.
Сейчас у меня порядка 300 водителей, но на комиссии в хорошие месяцы у меня выходит около 300 000 рублей в месяц. Часть водителей то приходят в такси, то уходят, постоянно бегают между таксопарками, ездят не только на Яндексе, левачат.
Некоторые водители могут выполнять по 600–900 поездок, другой выходит на 2 часа на линию, а потом месяц отдыхает.
Раньше, чтобы работать напрямую я Яндексом, требовалось ИП. А так как большинство людей в такси временно, то это был довод в пользу работы через подключашки.
Вывод: на словах ты стратегический партнер Яндекса, а на деле подключашка. Маржинальность такого «партнерства» падает, конкуренты готовы работать за еду, таксисты могут обойтись без нас.
Шкода октавия 2019 года. С 2019 до 2024 ты отбивал эту машину 5 раз.
Плюсом тебе нужно: менять резину — 50к каждый 5 месяцев, оплачивать штрафы, когда водители сбегают, оплачивать страховку, проводить ТО, менять масло, фильтры и пр.
В итоге китаец окупается от 3-х лет, но за 3 года в такси машина убивается в хлам. Дай Бог если за 3 года ты вернешь себе НДС, расплатишься с лизингом и продашь ее за 1,2 млн. То есть ты 3 года переживал, сдавал машину, контролировал, содержал инфраструктуру, а принесло тебе это при лучшем раскладе процентов 30 от цены машины. Это если тебе не повезет и какой‑нибудь дебил не растащит ее по стенке.
Китаец exceed. За 3 года в такси превращается в тыкву.
Европейцы не добавляют китайцев в свой е-каталог, чтобы не конкурировать, а в китайском каталоге черт ногу сломит.
Поэтому самый простой и эффективный способ закупиться запчастями сегодня выглядит так:
Вывод: долго, дорого, рискованно.
Считайте, IT-компания
Но на практике это не избавляет тебя от всех рисков.
Однажды сноубордист нехитрым образом выставил мне счет на 200к за сноуборд и 50к за крепления.
Я начал разбираться, посмотрел номер заказа, но там было не указано доп. опции крепления для лыж. Я спросил водителя.
В моем парке среднемаксимальный накат в городе Сочи в сезон — 16 000 рублей грязными деньгами в день. Примерно за 12 часов. Дальше Яндекс забирает комиссию. В Сочи она составляет:
В Сочи много гор, Яндекс не понимает когда подача в гору и не доплачивает за это. В Москве можно заработать больше, там меньше холостых пробегов, жирнее заказы, но надо знать все камеры, иначе ты заработаешь 20к, а отдашь 30 за камеры. В Сочи с камерами все получше.
Скрин из договора-оферты моей подключашки с Яндекс.такси.
Скрин из договора-оферты моей подключашки с Яндекс.такси.
Приоритет оклеенной машины получать хочется, но пачкать машину цветами корпорации, которую мы любя называем «Яшка», не хочется.
На помощь приходят кулибины с Авито, которые за 500 р. помогают пройти фотоконтроль.
Опытный бомбила знает, что лучше за 5к проехать 100 км, чем за 10к ‑– 400 км.
Чтобы избавиться от невыгодных заказов использую 2 самых популярных метода:
Некоторые таксопарки даже сами обещают отменять невыгодные заказы
Раньше таксисты стояли в очереди в аэропортах и на вокзалах, сегодня это можно сделать виртуально. Серые программеры в интернете продают левые таксометры, которые умеют подменять геоданные владельца. Можно виртуально становится возле казино, чтобы перебить заказ. Пить кофе дома, а в это время стоять в очереди в аэропорту, виртуально прокатываясь по территории.
Если тебя заблокировали, еще не все потеряно, я слышал есть такие варианты:
Они по прежнему стоят на вокзалах и аэропортах, сначала называют цену 200 руб., а по приезду трясут 500 руб. Название появилось благодаря Гоголю.
Чичики забалтывают пассажира, идут с баулами за территорию аэропорта, так как на территории аэропорта парковаться нельзя. Я не был при вербовке пассажира, но они все еще умудряются возить из аэропорта Сочи до Краснодара на минивэне за 50к, когда можно вызвать яндекс и уехать в 2 раза дешевле. Зачем и как — неизвестно, но они великие комбинаторы.
Водители бегают по подключашкам и таксопаркам — Яндекс все равно в плюсе, мы помогаем посадить водителей на Яндекс, но настоящую прибыль с этого получает корпорация, мы немного доедаем, пока не обанкротимся.
Динамика выручки ООО “Яндекс.такси” по данным 2022 года
Мне все происходящее напоминает сетевой маркетинг, где все выставляют как будто ты бизнесмен: свобода, жизнь без начальника. А по факту ты просто работник, но без больничных и отпусков, с большими рисками и низким доходом. При этом на тебе самый тяжелый участок работы, где ты и продавец и маркетолог компании. Основная конкуренция между подключашками в проценте и в возможности кредитования водителя, что приводит к тому, что подключашки вынуждены кредитовать водителей, а потом выбивать долги.
Водитель слушает те же самые сказки про «работу на себя», но по факту чтобы достойно зарабатывать должен вкалывать без больничных и отпускных, слушать хамство, и убирать грязь за пассажирами. Потому что Яндекс для них не работодатель, а сервисопредоставлятель.
Конечно, наверное, найдутся ошибки выжившего, которые придут и расскажут, что "все совсем не так" и "мы гребем деньги лопатой", но в 90% случаев, ребят, все так.
Оговорюсь, что я не испытываю лютой ненависти к корпорации Яндекс. Все‑таки не жадный монополист подмял рынок. Яндекс сделал удобное приложение, и сами пользователи подмялись под него, а вслед за ними водители и таксопарки. Но есть нюансы.
Я закончил службу, объединился с друзьями, мы купили первые машины и открыли таксопарк.
В такси можно заработать 4-мя способами:
- Сесть за баранку.
- Купить машину, например, в лизинг и сдавать водителям в аренду.
- Стать партнером Яндекса и подключать через себя водителей к Яндекс.Такси. В народе это называется подключашка.
- Брать водителей на зарплату.
Мы выбрали схему сдавать машины в аренду водителям и открыть виртуальный парк. Теперь я стратегический партнер Яндекса.
Автор разглашает все цифры исключительно в научно‑популярных целях, а «серые» схемы дает, чтобы помочь разработчикам найти уязвимые места приложения.
Юристам корпорации Яндекс
Почему подключашка не бизнес?
Основной заработок подключашки — комиссия с водителя. Водители отдают процент заработка, а взамен получают помощь в подключении к системе Яндекс.Такси, моментальный вывод денег, помощь в спорных вопросах и пр. По данным рекламных буклетов комиссия может составлять 3–5%.А как на самом деле?
Начинаешь ты свой бизнес с кассового разрыва: водителям надо платить сразу, а деньги от Яндекса получаешь позже.
Сначала я брал 3%, но на рынке много тех, кто максимально сбивает комиссию. Такой директор в трусах сидит у себя на кухне и публикуют объявы на Авито. Для них лишние 10 000 заработка уже деньги.
В итоге ты вынужден до упора сбивать комиссию, брать водителей с негативными отзывами от других таксопарков, заправлять водителей в долг, а потом бегать за ними.
Кто-то из стратегических партнеров Яндекса вам даже доплатит, чтобы вы устроились к ним.
Сейчас у меня порядка 300 водителей, но на комиссии в хорошие месяцы у меня выходит около 300 000 рублей в месяц. Часть водителей то приходят в такси, то уходят, постоянно бегают между таксопарками, ездят не только на Яндексе, левачат.
Некоторые водители могут выполнять по 600–900 поездок, другой выходит на 2 часа на линию, а потом месяц отдыхает.
На двоих с партнером из этого оборота остается, дай Бог, 30–50к прибыли. Прибыль съедает аренда офиса, зп сотрудникам, налоги, бухгалтер, оплата сервисов по моментальному выводу и списанию штрафов с водителей, привлечение водителей.Например, водитель М., оценка 5, работает на экономе в г. Сочи, лично знаю этого парня, выполнил с 1 по 31 декабря 847 поездок, проведя на линии 283 часа.
Раньше, чтобы работать напрямую я Яндексом, требовалось ИП. А так как большинство людей в такси временно, то это был довод в пользу работы через подключашки.
С 2023 г. водитель может пойти самозанятым в Яндекс, минуя таксопарк. Это снижает заработок подключашек, часть водителей сразу стали работать сами. Все больше и больше к нам идут алиментщики и банкроты, для них важно получать деньги на чужие карты и прокредитоваться у таксопарка.Так‑то у меня свой бизнес, просто пока черная полоса и в такси перебиться нужно.
Случайный водитель
Вывод: на словах ты стратегический партнер Яндекса, а на деле подключашка. Маржинальность такого «партнерства» падает, конкуренты готовы работать за еду, таксисты могут обойтись без нас.
Почему железный таксопарк больше не бизнес?
Окупаемость раньше
Киа Оптима в 2019 г. стоила 900к, Шкода Октавия — 650к. За 1 050к получали максимальную комплектацию. Сдаешь эти машины по 2 800 в день по тарифу комфорт и за год полностью окупаешь.Шкода октавия 2019 года. С 2019 до 2024 ты отбивал эту машину 5 раз.
Окупаемость сейчас
Я взял exceed за 3,5 мульта, платеж лизингу — 90к, то есть, чтобы платить лизинг, мне надо сдавать такую машину хотя бы за 3 500 в день. Но так как на рынке полно ребят, которые сдают Киа и Шкоду за 2 800, а то и меньше, на твои Exceed за 3 500 не то чтобы очередь, поэтому тоже постоянно сбиваю цену, чтобы не было простоев.Плюсом тебе нужно: менять резину — 50к каждый 5 месяцев, оплачивать штрафы, когда водители сбегают, оплачивать страховку, проводить ТО, менять масло, фильтры и пр.
В итоге китаец окупается от 3-х лет, но за 3 года в такси машина убивается в хлам. Дай Бог если за 3 года ты вернешь себе НДС, расплатишься с лизингом и продашь ее за 1,2 млн. То есть ты 3 года переживал, сдавал машину, контролировал, содержал инфраструктуру, а принесло тебе это при лучшем раскладе процентов 30 от цены машины. Это если тебе не повезет и какой‑нибудь дебил не растащит ее по стенке.
Китаец exceed. За 3 года в такси превращается в тыкву.
Отдельное счастье — китайские запчасти. Их нет даже на российского китайца. Ушлые спекулянты гоняют в Китай, везут запчасти в баулах. Крыло из фольги за 3–4к в себестоимости в России может стоить от 20 до 50к, а оно из фольги. А еще попробуйте найти нужные запчасти. На европейские машины ты открываешь е‑каталог, вводишь vin‑номер запчасти и видишь на красивой визуализации свою запчасть.Еще надо не забывать, что вывести лизинговую машину на линию стоит около 100к (осаго такси, оклейка, шашка, постановка на учет, подача на лицензию).
Европейцы не добавляют китайцев в свой е-каталог, чтобы не конкурировать, а в китайском каталоге черт ногу сломит.
Поэтому самый простой и эффективный способ закупиться запчастями сегодня выглядит так:
Часть наших машин — электрокары. По ним у меня, видимо, будут отдельные суды с дилерами. Evolute, якобы адаптированные под российский рынок, регулярно стоят в простое. Купили новые машины, а ведут они себя уже как ведра изношенные. Перезагружай, не перезагружай — бесполезно. Электрички зависают, не могут сняться с ручника, и в моменте превращаются в кирпич. Из плюсов в 1,5 раза меньше расход на топливо. Запас хода 300–350 км.Взять билет в Китай, показать через переводчик название запчасти, прийти туда, куда тебе укажет первый китаец, и там купить.
Вывод: долго, дорого, рискованно.
Риски в такси-бизнесе
Подключашка не является таксомоторным парком, она по документам интернет‑сервис, который «лишь информирует водителя о наличии заказа клиентов сервиса Яндекс.Такси»Считайте, IT-компания
Но на практике это не избавляет тебя от всех рисков.
Сноубордист
Однажды сноубордист нехитрым образом выставил мне счет на 200к за сноуборд и 50к за крепления.
Я начал разбираться, посмотрел номер заказа, но там было не указано доп. опции крепления для лыж. Я спросил водителя.
Сноуборд и крепления по закону подлости выпали, а впереди идущая машина его переехала. В итоге пассажир водителю предъявить не мог и решил на лоха предъявить это мне. Я объяснил ему, что, так как он не указал опцию перевозка лыж, он взял это на свой страх и риск. Пассажир пропал.Садится данный пассажир, я говорю:
— Вы не отметили лыжи, не смогу привязать сноуборд.
— Можно я сам привяжу его на крышу?
— Ладно привязывай, но это будет твоя проблема. Если упадет, ко мне претензий не имей.
Дети
Случаи с детьми тоже приходят к таксопаркам. Водитель берет ребенка без детского кресла, в заказе детское кресло не указано. Когда водитель взял этот заказ, ребенок не в безопасности. Дальше банально водитель едет по главной дороге и на него какой‑нибудь черт вылезает с прилегающей, таранит, машина переворачивается. Ребенок страдает, ломает руки ноги и, дай Бог, остается жив. Кто виноват? Виноват водитель, который взял этого ребенка. Водитель сядет в тюрьму, заплатит компенсацию ребенку, в добавку может сесть руководство таксопарка, потому что не предупредило водителя. Мы прописываем в агентском договоре, что в этих случаях виноват водитель, но в описанной ситуации это, конечно, не спасет.Сколько зарабатывает таксист?
В такси ты вроде сам себе хозяин: сам строишь график, сам ведешь доходы/расходы, но твой график должен быть очень жестким, если ты вдруг решил заработать.В моем парке среднемаксимальный накат в городе Сочи в сезон — 16 000 рублей грязными деньгами в день. Примерно за 12 часов. Дальше Яндекс забирает комиссию. В Сочи она составляет:
Водитель моментально через подключашку выводит эти деньги себе на карту за вычетом комиссии банка. 12 000–1,5% = 11 820. Машины на газу в Сочи редкость, у нас все на бензине. Средний расход за смену 3000 рубКомфорт+ и Бизнес = 25%
Комфорт, эконом и детский = 20%
На дальние поездки комиссия на пару процентов ниже.
В среднем это 4к в день.
Итого, 11 820– 3000 = 8 820 ₽ А потом:Например, Kaiyi E5 эконом по Сочи без кондера расход 14л на 100 км. с кондером 16л на 100 км
В итоге у водителя остается 3 990. То есть, в среднем, 4к в смену. Если пахать как лошадь в графике 6/1 по 12 часов и жить в не самом дешевом городе Сочи можно получить 96к в месяц. Из этой суммы водителю надо будет вычесть штрафы, а в случае ДТП водитель может на месяц остаться без заработка.Мойка — 500
Аренда машины — 3 500
Комиссия подключашки около 500
В Сочи много гор, Яндекс не понимает когда подача в гору и не доплачивает за это. В Москве можно заработать больше, там меньше холостых пробегов, жирнее заказы, но надо знать все камеры, иначе ты заработаешь 20к, а отдашь 30 за камеры. В Сочи с камерами все получше.
Бонусом по документам таксопарк‑подключашка интернет‑сервис, следовательно вся ответственность лежит на водителе.Итого, если думаете что приедете в Сочи и в такси заработаете и отдохнете — забудьте. Даже в сезон.
Скрин из договора-оферты моей подключашки с Яндекс.такси.
Скрин из договора-оферты моей подключашки с Яндекс.такси.
Как таксисты идут против системы?
Так как железные таксопарки, подключашки и сам Яндекс стремятся заработать на работе таксиста, таксисты в свою очередь стараются кинуть и первых и вторых и третьих. Яндекс отвечает снижением активности, рейтинга и блокировкой водителей.Дамир
Приехал из Бишкека на заработки, получает халявные промокоды Яндекс.такси- Фотошопишь грязь. Скидываешь в поддержку испачканный салон. Мороженое и рвота подойдут.
- Едешь потусить к другу, а в поддержку пишешь что ездил вернуть забытую вещь клиенту. Яндекс бьется за репутацию и поощряет такое поведение. — Говоришь, что клиент не заплатил наличными
Если не злоупотреблять 6–12 часов гоняешь без комиссии.
Саша
Приехал в Сочи на заработки из Пскова, знает, зачем нужно временное брендированиеПриоритет оклеенной машины получать хочется, но пачкать машину цветами корпорации, которую мы любя называем «Яшка», не хочется.
На помощь приходят кулибины с Авито, которые за 500 р. помогают пройти фотоконтроль.
Арсен
15 лет в такси, выберет лучшие заказыОпытный бомбила знает, что лучше за 5к проехать 100 км, чем за 10к ‑– 400 км.
Чтобы избавиться от невыгодных заказов использую 2 самых популярных метода:
- Самолет. Во время невыгодного заказа врубаешь режим самолета, ждешь пока оповещение о заказе кончится и заказ отменяется, так как водитель как бы не на связи.
- Динамо. Я лучше посижу в машине, чем за 100р. постою в пробке. Поэтому едешь к клиенту, но не доезжаешь до зоны платного ожидания. Не берешь трубки от клиента. Дальше, либо сам клиент отменяет заказ, либо когда время подходит к платному ожиданию отменяешь заказ сам, например, с формулировкой: клиент был с ребенком, но не указал детское кресло. Никто в Яндексе не будет узнавать, как вы это поняли, если не приехали вплотную к клиенту.
Некоторые таксопарки даже сами обещают отменять невыгодные заказы
Вовчик
Увлекается компьютерными играми, знает как использовать интернетРаньше таксисты стояли в очереди в аэропортах и на вокзалах, сегодня это можно сделать виртуально. Серые программеры в интернете продают левые таксометры, которые умеют подменять геоданные владельца. Можно виртуально становится возле казино, чтобы перебить заказ. Пить кофе дома, а в это время стоять в очереди в аэропорту, виртуально прокатываясь по территории.
Слава
Заблокирован Яндексом за плохое поведение, ищет вариантыЕсли тебя заблокировали, еще не все потеряно, я слышал есть такие варианты:
- Подружка друга. Утром ты пьешь кофе с подружкой, она проходит фотоконтроль и ты идешь работать под ее аккаунтом. Но может прийти доп. подтверждение, например, пассажир указал, что вез его не тот водитель.
- Связи с программистами. Твою историю чистят, а аккаунт восстанавливают. Моему знакомому это вышло в 50к.
- Яндекс соблюдает закон. Если человек просит удалить профиль, Яндекс, по закону о персональных данных, должен это сделать, человек заходит на другой парк и блок снимается.
Куда идти таксисту, если не в Яндекс?
Не упомянул еще 2 варианта работы в такси: чичиком и в найме.Чичики
Казалось бы если Яндекс подчинил все таксопарки, то уж такое явление, как таксисты на вокзалах втридорога, должно было бы умереть точно. Но Сочинские таксисты, которых у нас называют «чичики» все еще естьОни по прежнему стоят на вокзалах и аэропортах, сначала называют цену 200 руб., а по приезду трясут 500 руб. Название появилось благодаря Гоголю.
Чичики забалтывают пассажира, идут с баулами за территорию аэропорта, так как на территории аэропорта парковаться нельзя. Я не был при вербовке пассажира, но они все еще умудряются возить из аэропорта Сочи до Краснодара на минивэне за 50к, когда можно вызвать яндекс и уехать в 2 раза дешевле. Зачем и как — неизвестно, но они великие комбинаторы.
Найм
В Сочи есть таксопарки, которые все еще пытаются организовать водителей на зарплаты. На 10 водителей у них 2 оператора. Оператор следит куда поехал, левачит или нет и выписывает штрафы.
- Ушел с линии - штраф 500р
- Пошел прогуливаться не в обеденный перерыв – штраф
- ПДД нарушил не 250, а 500 штраф
Вывод
Итого, во всей этой цепочке бизнесом занимается только Яндекс. Яндекс использовал подключашек, как используют франчайзи, чтобы быстро вырасти, теперь он в нас не нуждается. Я — агент, примерно, как страховой, имеющий с ООО «Яндекс.Такси» действующий агентский договор на оказание услуг по продвижению Яндекс.Такси. Я — прокладка между водителем и корпорацией. Беру на себя геморрой по привлечению водителей за маленький процент, а иногда и делю с водителем ответственность.Водители бегают по подключашкам и таксопаркам — Яндекс все равно в плюсе, мы помогаем посадить водителей на Яндекс, но настоящую прибыль с этого получает корпорация, мы немного доедаем, пока не обанкротимся.
Динамика выручки ООО “Яндекс.такси” по данным 2022 года
Мне все происходящее напоминает сетевой маркетинг, где все выставляют как будто ты бизнесмен: свобода, жизнь без начальника. А по факту ты просто работник, но без больничных и отпусков, с большими рисками и низким доходом. При этом на тебе самый тяжелый участок работы, где ты и продавец и маркетолог компании. Основная конкуренция между подключашками в проценте и в возможности кредитования водителя, что приводит к тому, что подключашки вынуждены кредитовать водителей, а потом выбивать долги.
Водитель слушает те же самые сказки про «работу на себя», но по факту чтобы достойно зарабатывать должен вкалывать без больничных и отпускных, слушать хамство, и убирать грязь за пассажирами. Потому что Яндекс для них не работодатель, а сервисопредоставлятель.
Конечно, наверное, найдутся ошибки выжившего, которые придут и расскажут, что "все совсем не так" и "мы гребем деньги лопатой", но в 90% случаев, ребят, все так.
Титры
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «Упал‑поднялся» на основе интервью с основателем таксопарка. Герой остался инкогнито. За помощь в организации интервью спасибо Кодолову Николаю — Председателю Профсоюза Такси «ДОБРО».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация