Оганес Дурухян: «Подшипник некачественным быть не может!»
Засилье контрафактной и контрабандной продукции из Китая стало проблемой для многих областей отечественной экономики. И если в каких-то сферах нашей жизни китайские подделки доставляют потребителям лишь незначительные неудобства, то в стратегически значимых отраслях промышленности они по-настоящему угрожают национальной безопасности… О будущем подшипниковой промышленности очень беспокоится Оганес Дурухян, председатель Гильдии производителей и поставщиков подшипниковой продукции МТПП, президент Межреспубликанского концерна «Подшипник», Почетный машиностроитель РФ, член Комиссии по машиностроению в РСПП:
Нет такого механизма, где бы не применялись подшипники, они нужны везде, в любом оборудовании, которое нас окружает. В мире есть всего семь стран, где работает полноценная подшипниковая промышленность. Это очень высокотехнологичное производство, для которого необходимо специальное дорогостоящее оборудование, инструменты, измерительные приборы. Для организации производства подшипников качения, необходимо иметь сопутствующие заводы, которые будут обеспечивать все ее потребности — это очень дорого, а потому доступно только высокоразвитым странам.
История отечественной подшипниковой промышленности начинается с 1914 года, когда шведская фирма SKF открыла в Петербурге свое представительство. А в 1916 году с разрешения Николая II она построила в Москве на Шаболовке завод, которым сама же и управляла до 1933 года. В 1934 году на Дубровке был построен знаменитый ГПЗ 1, а бывший «шведский» завод стал называться ГПЗ 2 (в советское время все государственные подшипниковые заводы были номерными). Когда в 1979 году я поступил на работу на ГПЗ 2, то у главного механика завода в кабинете ещё стояло кресло, оставшееся от шведов, а на самом заводе ещё работал их станок, изготовленный в 1914 году.
В СССР работало около 30 заводов, которые выпускали порядка миллиарда штук подшипников в год. Это полностью покрывало основные потребности страны и позволяло экспортировать подшипники на сумму около 250 миллионов долларов. До 1990 года в СССР если и завозили подшипники, то это были главным образом для ремонта импортного оборудования.
Более 60% продукции государственных подшипниковых заводов выпускалось для отечественной автомобильной промышленности. Сегодня выпуск отечественных автомобилей резко упал и поэтому упала потребность в подшипниках качения. Основная масса автомобилей собираются из импортных комплектующих, подшипники для таких машин уже поступают вместе с собранными узлами, и они, естественно импортные.
Итак, если в СССР производили 1 миллиард подшипников, то в России потребность снизилась до 160 миллионов штук в год, из них 105 миллионов – это импортные подшипники, в которых доля подшипников реально произведенных в Китае, составляет более 80 %. Причём, только 18 миллионов штук (17 % от всего импорта) ввозятся официально как китайские. Остальные реально китайские подшипники ввозятся без уплаты антидемпинговой пошлины 41,5 %. И это большая проблема, ведь у бюджета воруют до 3,5 миллиардов рублей в год!
По оценке экономистов, когда импорт в какой-то продукции превышает 25%, то отечественная отрасль начинает умирать. Уже 2007 году исследования отечественных экспертов показали, что китайцы откровенно демпингуют. Чтобы помочь отрасли, правительство РФ установило пошлину на импорт подшипников из Китая в размере 41,5%. И всё равно, импорт китайских подшипников продолжился – представляете, как им было это выгодно, если даже такая пошлина их не останавливала! В 2012 году действие антидемпинговой пошлины продлили до января 2018 года, а с 20 августа 2018 года она продлена ещё на пять лет.
Сначала эта мера была очень действенная, на многих наших заводах начала раскупаться складская продукция, но сегодня эта заградительная мера уже не так эффективна. Дело в том, что появились «предприниматели», которые начали оформлять на бумагах какие-то «производства» в Литве, Малайзии, Сингапуре, других странах. Туда куда завозили из Китая контрафактные подшипники, меняли документы и без всякой пошлины экспортировали их в Россию, как якобы «сделанные в этих странах». Или того хуже: провозят нелегально никак не маркированные подшипники через границу, а уже здесь, через фирмы «Рога и копыта» продают как продукцию, якобы произведенную в России!
Я слышал о ценах на подшипник, когда предлагается дешевле стоимости исходного металла. Но это невозможно! Цена металла для подшипников во всем мире примерно одинакова, и готовый подшипник никак не может стоить дешевле этой цены. Иначе он сделан непонятно из чего и попросту опасен. Не хочу нагнетать, но я видел подшипники, которые буквально разваливались в руках от малейшего нажатия. А теперь представьте, что вы зашли, например, в лифт, который держится на таких вот подшипниках… Подшипники должны производиться в соответствии со стандартам. Наши ГОСТЫ полностью совпадают с мировыми стандартами. Китайские же подделки не соответствуют ничему, но «на глаз» вы этого не определите.
Сегодня в нашу гильдию входят компании, торгующие подшипниками. В гильдию принимаются организации, которые зарекомендовали себя надёжными поставщиками и не запятнали свою репутацию участием в сомнительных схемах поставок. По положению о МТПП в палату могут входить предприятия из других регионов России, и мы планируем объединить их в нашей гильдии и вместе бороться с контрафактом.
Также в этих целях в Концерне «Подшипник» образован совет по безопасности, куда вошли директора всех легальных отечественных производителей. Мы создали единую закрытую базу, где эти предприятия передают друг другу информацию из регионов о появлении нелегальных поставщиков. Наш Концерн организация некоммерческая, мы не занимаемся продажей подшипников, хотя, наверное, могли бы это делать лучше всех. Как общественная организация мы регулярно пишем письма крупным холдингам, закупающим подшипники через тендеры, рекомендуем какие документы стоит потребовать у поставщиков прежде, чем объявить его победителем тендера. Но это всего лишь рекомендации.
На сайте нашей организации вывешен список реальных производителей, работающих в странах СНГ. Но, чтобы этот список стал официальным, его надо утвердить в какой-либо государственной организации. А лучше всего — постановлением правительства России! Продвижением этой идеи я и занимаюсь, в том числе с помощью Московской торгово-промышленной палаты.
Все сертификаты на легально произведенные или купленные подшипники должны быть зафиксированы в реестре Росаккредитации. Я неоднократно выступал с таким предложением и вроде меня поддерживают, будем надеяться, что все получится. Впереди еще много работы, ведь закон «О промышленной политике в Российской Федерации» вступил в силу в середине 2015 года, до этого мало кто заботился, тем более системно, о российской промышленности. На основе закона был принят ряд документов по оказанию помощи промышленникам, а также созрело решение дать некоммерческим организациям статус экспертов в своей отрасли. Хорошо бы это решение было выведено на уровень закона или какого-то подзаконного акта. Все эти меры должны быть направлены только на одно — защитить потребителя от некачественной продукции.